Электромобили демонстрируют 40% рост в третьем квартале, но Zeekr сталкивается с падением продаж
Изменения в утилизационном сборе: последствия для продаж электромобилей
С текущими изменениями в правительственной политике отношение к электромобилям продолжает оставаться неопределенным. С начала года утилизационный сбор для таких автомобилей возрос до 667 400 рублей, что значительно увеличивает расходы на их регистрацию. Как результат, с января по март продажи электромобилей сократились на 50% — 1854 проданных автомобиля по сравнению с 3844 в конце 2024 года. Тем не менее, во втором и третьем кварталах ситуация начала улучшаться: на учет встали 2546 и 3586 машин соответственно.
Как будет развиваться рынок в будущем? В прошлом году продажи стабилизировались на уровне около 1200 автомобилей в месяц. В этом году в апреле интерес к электромобилям был немного ниже: 795, постепенно увеличиваясь до 1247 в сентябре. Интересные данные показывают и продажи электромобилей 2025 года: в апреле было реализовано 196 машин, а в сентябре — 597. Таким образом, на складах остается существенное количество автомобилей, однако возможные изменения утилизационного сбора могут повлиять на цены и спрос.
Стоит отметить, что по итогам третьего квартала лидером продаж оказался Zeekr с результатом 891 автомобиля. Хотя доля этой марки показала снижение — с 38% в конце 2024 года до 25% в третьем квартале. Завод «Москвич» также не сидел сложа руки: с июля по август было реализовано 430 машин модели 3е, хотя выпуск этой модели уже приостановлен.
Другие производители также показывают результаты различных масштабов: Evolute смог продать 539 своих машин, однако у i-Pro меньше 363 реализованных авто. У Amberauto, несмотря на расширение моделей, результат оказался скромным — 277 проданных A5. Удачно продвигались модели Avatr и BYD с 263 и 258 проданными экземплярами.
Интересный момент: старт продаж Eonyx М2, с тремя модельными экземплярами, стал приятной новостью для нового отечественного производителя, находившегося в долгом запуске.
Следует обсудить, какие последствия изменения в утилизационном сборе окажут на рынок электромобилей и сохранят ли они свою актуальность в будущем. Как скоро могут упасть продажи бренда Zeekr?